"Мочи" ментов! Чтоб Европа боялась…
13 апреля 2004 года
Как явствовало из пресс-релиза: «впервые в республике на одном мероприятии соберутся люди, чьи близкие пострадали от насилия в правоохранительных органах Татарстана. «Доверительные» беседы с пристрастием. Так называемые «чистосердечные» признания. Что стоит за этими кавычками иронии, они знают не понаслышке. И они готовы открыто перед камерами и диктофонами рассказать об этом». Конец цитаты.
Послушать «из первых уст» о пытках в милицейских застенках пришло, как ни странно, не так уж много, как можно было предположить, журналистов. Насколько нам известно, пресс-служба МВД накануне провела «разъяснительную работу» с большинством казанских СМИ, убедив их проигнорировать данное мероприятие.
Правозащитный Центр занимается общественными расследованиями применения насилия со стороны правоохранительных органов. Не так давно сотрудники ПЦК опросили врачей – работников «скорой помощи» и травмпунктов Казани. Вот что у них получилось:
86% опрошенных сказали, что хоть раз в жизни или неоднократно оказывали помощь пострадавшим от неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов. 78% отметили, что люди заявляли, в основном, о неправомерных действиях сотрудников милиции. Были указаны еще и сотрудники ФСБ и УИН. Также врачам был задан вопрос о том, как они могут определить, что телесные повреждения причинены именно сотрудниками правоохранительных органов. 78% ответили, что только со слов пострадавших. 23% ответило, что по характеру повреждений. Как говорят сами медики, самыми характерными повреждениями, причиняемыми работниками правопорядка, являются ушибы внутренних органов, закрытые травмы живота, переломы, гематомы, черепно-мозговые травмы, растяжения, следы на запястьях. Кроме того, большинство повреждений причиняется при задержании, как говорят сами врачи со слов своих пациентов. 20 % со слов пострадавших отметили, что телесные повреждения им были причинены с целью получения нужной информации.
Отношение к милиции в обществе, мягко говоря, неоднозначное. Причин тому множество, и не последняя из них – случаи хамства, взяточничества и рукоприкладства в органах. На пресс-конференции книжка из серии «Хроники антипроизвола» была представлена как сборник журналистских материалов, которые затрагивают проблемы нарушения прав человека правоохранительными органами республики. Однако, саму серию, запущенную в печать Правозащитным Центром, уместнее назвать «Мочи» ментов!». Все вошедшие в книгу материалы были опубликованы. Часть в федеральной прессе, часть в мировой. По словам руководителя пресс-службы Правозащитного Центра Дмитрия Колбасина, большинство случаев из этой книги находится в разработке у их специалистов, и все изложенные факты подтверждены документально, как самими пострадавшими, их близкими и родственниками, так и медицинскими справками и процессуальными документами.
Возможно это и так, только читая брошюру, складывается впечатление, что все работники правопорядка – взяточники, бандиты, кто угодно, только не блюстители закона.
Примерно в том же ключе – прозвучавшие на пресс-конференции выступления родственников людей, пострадавших от рук сотрудников МВД. Истории дикие, унижения ужасные. Людей хватают ни за что, тащат в отдел, избивают. Даже самые крепкие ломаются и подписывают все, что от них требуют. От распоясавшихся ментов люди не могут найти управу ни в прокуратуре, ни в суде.
В общем, как ни крути, получается, что единственным защитником униженных и оскорбленных у нас остается общественная организация «Правозащитный Центр г. Казани», где всегда выслушают и помогут. В этом случае единственный разумный выход для всех вменяемых граждан – уезжать из страны. Массового бегства, между тем, пока не наблюдается.
Надо сказать, нас несколько удивило отсутствие на означенном мероприятии сотрудников МВД. Перед теми же камерами и диктофонами они могли бы так же открыто разъяснить журналистам, что из выше перечисленного является правдой, а что – явная ложь и клевета на доблестные органы. Впрочем, у наших читателей есть возможность познакомиться с комментариями МВД и Прокуратуры республики.
Комментарий МВД
Ирина Нижельская, начальник Управления МВД РТ по связям со СМИ:
- Мы были готовы сотрудничать с упомянутым Центром, руководство даже рассматривало вопрос подписания соответствующего соглашения. Поначалу правозащитники приходили с просьбами разобраться по тем или иным делам, помочь в проведении среди наших сотрудников своих исследования. Мы шли на встречу, помогали. Но вскоре стало ясно, что ими движут не столько интересы правопорядка, соблюдения законности, сколько желание побольнее «укусить» милицию. Возможно, именно за это им и платят деньги. Просто они получили грант и теперь его отрабатывают. Ради Бога, как говорится, каждый зарабатывает, как может. Но почему мы должны им в этом помогать?
- Правозащитный Центр обратился с открытым письмом к министру МВД республики Асгату Сафарову. Правозащитники просят разрешить им доступ в места принудительного содержания граждан, подконтрольные милиции, то есть в КПЗ при районных УВД. Какова реакция министра?
- Никакой реакции, кроме удивления, быть не может. Люди, называющие себя юристами, должны и сами понимать, что такое просто невозможно. Если в колониях и тюрьмах, куда у правозащитников есть доступ, сидят уже осужденные люди, после вынесения приговора, но у нас содержатся подследственные, доступ к которым ограничен следователем и адвокатом. Даже близкие родственники не могут с ними увидеться. Если для этого поменяют УПК, тогда - пожалуйста.
От редакции. Как нам пояснили в ПЦК, Центр действительно работает по грантам, но в условиях выполнения нет пункта о выпуске представленной на днях книги. Выходит, дело не только в отрабатывании полученных денег…
Комментарий Прокуратуры
На пресс-конференции правозащитников прозвучали довольно серьезные претензии в адрес работников прокуратуры. Мы попросили прокомментировать ситуацию Прокурора Республики Татарстан Кафиля Амирова и руководителя пресс-службы прокуратуры РТ Ильдара Мухаметзянова.
Кафиль Амиров:
- Мы удивлены тем, что нас не поставили в известность ни по поводу выхода книги, ни по поводу пресс-конференции. Дело в том, что у Прокуратуры и Правозащитного центра Казани есть соглашение о сотрудничестве. Мы довольно тесно с ними работали, помогали, чем могли. Участвовали в выпуске некоторых книг. Даже предоставляли как-то помещение для правозащитной конференции.
- Из уст приглашенных на встречу с журналистами людей прозвучали претензии к действиям ваших сотрудников. В частности, было сказано, что прокурорская проверка из Казани пробыла в Тетюшах, где, как утверждалось, имеются многочисленные факты издевательств над гражданами со стороны сотрудников милиции, всего пару дней, даже не поставив в известность местных жителей о своем приезде. Что ни с одним из пострадавших проверяющие не встретились и, отгуляв на банкете, вернулись в Казань на радость местным правоохранителям.
(Амиров вызывает начальника отдела Сергея Старостина, возглавлявшего бригаду Прокуратуры, работавшую в Тетюшах):
- Расскажите-ка нам, Сергей Петрович, что там подавали в Тетюшах на банкет? (Кафиль Амиров, как известно, беспощаден на этот счет и к себе, и к подчиненным – ред.)
Сергей Старостин:
- Какой там банкет, Кафиль Фахразиевич? - Начальник отдела явно удивлен, – обедали в обычной столовой. Все, что позволили себе «не по сути командировки» - знакомство с местным музеем. Очень он нас впечатлил.
Кафиль Амиров:
- Собственно, я так и думал. Теперь по проверке. Такая форма работы – бригады, выезжающие на несколько дней в районы республики – используется нами давно и довольно успешно. За некоторое время до приезда прокурорских работников мы оповещаем местных жителей через газеты или другими средствами. В Тетюшах так же были развешены объявления, приглашающие всех желающих прийти на встречу с нашими сотрудниками и высказать свои проблемы и претензии, в том числе, и к правоохранительным органам. Странно, что люди так сильно заинтересованные в нашей помощи (как они сами утверждают) в отличие от всех остальных не слышали о нашем визите.
Далее. Наша проверка длилась не пару дней, а неделю. За это время успели разобраться по многим делам (кражи, грабежи, фальшивомонетничество). Было выявлено два факта, когда люди давали показанию под давлением сотрудников милиции. По нашим объявлениям пришло пять местных жителей, но среди них не было ни одного, кто бы жаловался на издевательства в милиции.
Странно, что люди, вместо того чтобы прийти в прокуратуру, обращаются сразу к правозащитникам. Могу вас заверить, что мы никогда не «прикрываем» милицию: если виноват – отвечай по всей строгости закона. В МВД на нас даже обижаются иногда, что мы так строги к ним. Но это принципиальная позиция прокуратуры.
Кроме того, любой человек может прийти ко мне на прием, если считает, что мои сотрудники не могут решить его вопрос.
Ильдар Мухаметзянов:
- То, что нас не пригласили на презентацию книги, мне объяснили весьма туманно: дескать, правозащитники опасались, что мероприятие вообще может сорваться, и они не хотели нас напрасно беспокоить. Я просмотрел книгу, и, на первый взгляд, все изложенные там факты уже были предметом наших проверок. Что-то подтвердилось, что-то нет. Очень жаль, что от конструктивной работы совместно с нами и МВД ребят начинает клонить в сторону громких акций, пугающих общественность заявлений, «жареных» фактов. У людей же, обратившихся за помощью в Правозащитный Центр, на мой взгляд, была возможность решить все свои проблемы с помощью прокуратуры. Конечно, если сказанное ими - правда. Например, в прошлом году у нас подтвердилась каждая пятая из поступивших нам жалоб. Это все-таки говорит о том, что люди прокуратуре доверяют.
От редакции "Русского курьера в РТ". Как нам стало известно, ПЦК готовит к выпуску вторую книгу той же серии. Прокуратура республики занялась проверкой изложенных в обеих рукописях сведений о нарушениях сотрудниками правоохранительных органов буква Закона.